Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Участники и эксперты Регионального чемпионата профессионального мастерства "Профессионалы" по компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес"
Подросток как субъект учебной деятельности |
Шарушинская Ольга Владимировна |
В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. В своей практической деятельности нужно стремиться реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе, что возможно через формирование субъектности. Субъект от лат. subjectum – индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом [3, с.90]. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъектом учебной деятельности является школьник, который не только усваивает содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности; при этом регуляция и рефлексия включают не только рационально-логические, но и личностносмысловые аспекты. Определяющим в процессе становления ребенка как субъекта учебной деятельности в значительной степени является характер складывающихся взаимодействий в системе «педагог – учащиеся». Становление субъектности учебной деятельности определяется как организацией самой деятельности, так и организацией форм учебного сотрудничества её участников. В подростковом возрасте развитие субъектности учебной деятельности связано с освоением целостной нормативной структуры учебной деятельности. Носителем субъектности является разновозрастная проектно-исследовательская группа, организация которой может осуществляться как «сверху» (учителями, администрацией школы), так и «снизу» (самими учащимися). Становление субъекта собственно учебной деятельности осуществляется в форме учебного исследования, а механизмом является становление полипозиционности субъекта учебной деятельности. Полипозиционность задаётся системой учебных задач и осуществляется в процессе выхода за пределы учебно-предметного содержания, в пространство учебного и социального позиционирования — в пространство действия из разных «взрослых» позиций. Становление субъекта учебной деятельности в подростковом возрасте происходит в два этапа. На первом этапе (11 — 13 лет, 6—7 классы) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, что открывает возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач. Развитие рефлексии требует организации ситуаций развития учебного типа. Учебный тип ситуации развития характеризуется тем, что подросток в учебном взаимодействии занимает позицию учителя, что обеспечивает переход от субъекта учебных действий к субъекту учебной деятельности и выход на самостоятельную постановку учебных целей. На втором этапе (13—15 лет, 8—9 и 10 классы) происходит, развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Условием развития способности к проектированию своей учебной деятельности является организация ситуаций развития учебно-проектного типа. Учебно-проектный тип ситуации развития создаёт возможности перехода подростка в различные социокультурные позиции и опробования ролей учителя, умельца, консультанта, эксперта. Первоначально подросток конструирует учебные средства для других, действуя из позиции «учитель для другого», а затем переходит в позицию «учитель для себя», конструируя пути достижения цели для себя. В ходе подготовки и реализации учебно - исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу происходит освоение учащимися средств (путей) планирования и прогнозирования результатов проекта; овладение коммуникативными способами организации кооперации и сотрудничества. Ключевым условием деятельности является переход подростка из ситуации принятия статуса «Я взрослый» в позицию «Я ответственен за результат своей группы». Проектирование образовательной среды для подростков должно быть направлено на построение пространства учебного и социального позиционирования. Через развёртывание учебно-проектных ситуаций развития и создание событийной общности обеспечивается возможность поддержки стремления подростков к самореализации и утверждении нового статуса взрослости; овладение учащимися проектированием как способом познания мира и на этой oснове — полной нормативной структурой учебной деятельности. Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества — от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской[7, с. 23]. Учебное сотрудничество в отношениях с учителем строится как дифференциация репродуктивных и творческих учебных ситуаций, а в отношениях со сверстниками — как различение своих способов действий и способов действий сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированно оценивать себя. Показателями эффективного учебного сотрудничеств являются: — децентрация как способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность мнений обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников; — инициативность как способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнёру план общих действий; — способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнёра[3, с.67]. Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка [5, с.43]. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности — учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков — его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности которые являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (поведение девиантное). Наряду с интимно-личным общением своё значение сохраняет и учебная деятельность, которая качественно трансформируется под знаком становления субъектности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который подросток приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятия числа, слова, литературного образа и многие другие, составляющие основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту подростка такие стороны действительности, которые в принципе недоступны ему в личном опыте и житейской практике. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11 — 12 лет. Иными словами, подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии — способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. Ещё одним проявлением субъектности является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе. Таким образом, школа в сознании современных подростков в определённой степени обесценивается, выступая лишь, как ступенька в будущее, а отношение к школе становится прагматичным. В мотивационной сфере всё более выражена потребительская мотивация при сохранении значимости мотивации, связанной со своим «Я». Список литературы
|