...молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
Л.Н. Толстой
Ксения Аликова победитель компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес", Карина Слепченко серебряный призёр компетенции "Дошкольное образование", Максимов Матвей победитель компетенции "Веб-технологии", Павел Лемешко бронзовый призёр компетенции "Дополнительное образование детей и взрослых"
Об оценке качества математического образования выпускника педагогического колледжа |
Лобанова Людмила Андреевна |
В современной педагогической литературе под качеством образования понимают качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Когда говорим о качестве образования, то имеем в виду, что осуществляется его непосредственная оценка, т.е когда оценивается тот или иной элемент образования согласно его критериям выбранными способами (методами) фиксации результатов. Сделать реальный процесс обучения качественным – основная цель каждого преподавателя. Под качественным образованием мы понимаем процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся приобретением компетенций, которые обеспечат будущему учителю возможность самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личную и общественную значимость педагогической деятельности и нести ответственность за её результаты. Согласно методических рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников по специальностям среднего педагогического образования критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника определяются образовательным учреждением в соответствии с Государственными требованиями. Перечень вопросов и практических заданий по разделам, темам дисциплины, выносимый на ИГА, разрабатывается преподавателями дисциплины и утверждается на заседании предметной (цикловой) комиссии. Поэтому для нас, математиков, очень важны проблемы оценивания качества математического образования будущего учителя начальных классов при проведении ИГА, разработки вопросов и практических заданий, выносимых на экзамен. Особенность экзамена по математике заключается в том, что он включает в себя две дисциплины: «Теоретические основы начального курса математики» и «Методика преподавания начального курса математики». Поэтому экзаменационные билеты содержат по два вопроса, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений выпускника по основным видам деятельности в соответствии с Государственными требованиями. Из анализа ИГА, проводимого на протяжении нескольких лет, следует, что данный подход не в полном объёме позволяет оценивать качество сформированности умений выпускника анализировать, планировать, оценивать образовательный процесс и его результаты, активизировать интеллектуальную деятельность школьника. Чтобы изменить ситуацию, нами были разработаны задания, которые апробировались на ИГА в течение двух последних лет. Эти задания, сохраняя объём изученного материала, более точно и полно обеспечивают проверку качества подготовки выпускника к педагогической деятельности, уровень сформированности их профессиональных умений и навыков. В экзаменационных билетах задания сформулированы так: на основе знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе изучения теоретических основ начального курса математики с методикой обучения, предложите возможную модель урока по теме (указывается тема урока) Так, например, разрабатывая модель урока по теме: «Письменное сложение двухзначных чисел», выпускник раскрывает следующие положения теоретических основ начального курса математики: сложение многозначных чисел в десятичной системе счисления; смысл действий сложения, вычитания и связь между компонентами; числовые выражения; тождественные преобразования; понятие «уравнение» и его свойства. Основные методические вопросы данного урока следующие: методика письменного сложения двухзначных чисел; нумерация чисел в концентре 100; методика решения уравнений; методика работы над текстовой задачей; порядок выполнения действий, тождественные преобразования. На экзамене выпускник пользуется учебниками математики для начальной школы. Разрабатывая модель урока, он анализирует все задания и определяет, какие теоретические и методические положения лежат в основе каждого задания и как можно организовать педагогическую деятельность по их выполнению. Обдумывая модель урока, выпускник ориентируется на предложенный ему общий способ деятельности, связанный с планированием урока, представленный в виде алгоритма: по теме урока определить его место в системе уроков, указать, в каком классе проводится урок по указанной теме; внимательно изучить все задания данного урока, соотнести с темой, определить дидактическую цель урока; определить из курса ТОНКМ, какие вычислительные приёмы, свойства, правила, понятия рассматриваются на данном уроке; определить внешнюю структуру урока, т.е. этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи; определить внутреннюю структуру урока, т.е. определить систему заданий, в процессе выполнения которых ученики овладевают знаниями, умениями, навыками, их последовательность, обосновать организацию учебной деятельности учащихся; определить функцию учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая); показать как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность учащихся, какие методические приёмы и формы организации деятельности учащихся, известные из курса педагогики, можно для этого использовать?; назвать какие трудности могут возникнуть у школьников при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; рассказать как организуется их деятельность по предупреждению или исправлению ошибок; какие задания, предложенные в учебнике, по вашему мнению, можно исключить из урока; какими заданиями можно его дополнить; какие задания преобразовать? Анализ оценивания качества математического образования будущего учителя начальных классов при таком подходе проведении ИГА позволил оценить знание содержания математики, методики математики и того, как выпускник умеет анализировать, планировать, организовывать образовательную работу, направленную на формирование математической культуры личности, оценивать образовательный процесс и его результаты, создавать психологически комфортную развивающую среду средствами методики математики, осуществлять личностно-ориентированный подход к образованию младших школьников средствами математики, активизировать интеллектуальную деятельность и развитие математических способностей. Таким образом, использование в практике ИГА описанного подхода к оценке математического образования в Карасукском педагогическом колледже даёт возможность сделать вывод об овладении выпускниками основными видами педагогической деятельности. Заявка на публикацию в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции. |