Версия для слабовидящих
Поверь в себя (стихи Юрия Бернадского, музыка Игоря Малинина, исполняет Анатолий Соболев)

Цитата дня:

...все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки. Ф. Энгельс

Фото недели

Фото недели

В День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, в день 35 –летия вывода советских войск из Республики Афганистан, по инициативе Бондаренко М.Ю., советника директора по воспитанию, на встречу со студентами колледжа были приглашены руководитель Союза ветеранов Афганистана Карасукского района Юрий Александрович Кончуковский, ветераны – афганцы Бевз Евгений Петрович, Марченко Андрей Вениаминович.

Методические приемы обучения младших школьников решению задач разными способами
Лобанова Людмила Андреевна

В стандарте, в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике, одним из требований является умение решать текстовые задачи.

Одну и ту же задачу можно решить разными способами. Решение задач разными способами имеет важное методическое значение и представляет большие возможности для совершенствования процесса обучения математике.

Поиск различных способов решения задачи:

  • один из эффективных путей реализации дидактических принципов сознательности и активности усвоения учебного материала;
  • способствует формированию и развитию гибкости мышления, развитию не только интеллекта, но и ряда нравственных качеств, во многом определяет мировоззрение школьника.
  • направлен и на эстетическое воспитание учащихся. Именно здесь школьники учатся самостоятельно находить более простые и красивые решения задач, начинают видеть взаимосвязь всех частей математики, а значит, и красоту этой науки.

Решение задач разными способами вполне естественно вписывается в процесс проведения урока. Мы составили систему различных методических приёмов, позволяющих показать учащимся разные способы решения задачи на уроке в начальной школе:

  • пояснение готовых способов решения задачи;
  • разъяснение плана решения задачи;
  • соотнесение пояснения с решением задачи;
  • продолжение начатых вариантов решения задачи;
  • нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных;
  • использование записи-подсказки;
  • заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Рассмотрим каждый из приемов на конкретной задаче: «На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?»

Модель к задаче:

Модель к задаче

Первый прием - пояснение готовых способов решения.

Например, по предложенной выше задаче можно дать задание обосновать смысл  действий в каждом из 9 способов.Учитель предлагает возможные способы решения  задачи. Учащиеся поясняют каждое арифметическое действие.

1 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 5+2=7 (кн.)
2 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 12-5=7 (кн.)
3 способ
1) 12+2=14 (кн.)
2) 14:2=7 (кн.)
3) 12-5=7 (кн.)
4 способ
1) 12+2=14 (кн.)
2) 14:2=7 (кн.)
3) 7-2 =5 (кн.)

5 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6-1=5 (кн.)
4) 12-5=7 (кн.)
6 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6-1=5 (кн.)
4) 6+1=7 (кн.)
7 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6-1=5 (кн.)
4) 5+2=7 (кн.)
8 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6+1=7 (кн.)
4) 12-7=5 (кн.)
9 способ
1) 12:2=6 (кн.)
2) 2:2=1 (кн.)
3) 6+1=7 (кн.)
4) 7-2=5 (кн.)

Второй прием – разъяснение плана решения задачи.

Учащимся предлагаются планы решения в различных формах: повелительной, вопросительной и т.д. На основе плана решения необходимо составить арифметические действия к каждому способу.

Третий прием – прием соотнесения пояснения с решением.

Учащимся предлагаются несколько планов и способов решения. Нужно сопоставить план и способ решения. Желательно, чтобы количество арифметических действий в каждом способе было одинаковое.

1 способ
1) книги  первой полки, взятые 2 раза
2) книги на первой полке
3) книги на второй полке
2 способ
1) книги второй полки, взятые 2 раза
2) книги на второй полке
3) книги на первой полке
1 способ
1)12+2=14 (кн.)
2)14:2=7 (кн.)
3)7-2=5 (кн.)
2 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 12-5=7 (кн.)
3 способ
1) 12+2=14 (кн.)
2) 14:2=7 (кн.)
3) 12-7=5 (кн.)
4 способ
1) 12-2=10 (кн.)
2) 10:2=5 (кн.)
3) 5+2=7 (кн.)

Четвертый прием - продолжение начатого способа решения.

Учащимся предлагается часть решения задачи, которую они должны пояснить, затем самосто¬ятельно дополнить вариант суждения.

Пятый прием – нахождение «ложного» способа решения.

Предлагаются различные математические записи без пояснения арифметических действий, так как возможны варианты, где в ответе на требование задачи численные значения совпадают, а поясне¬ния к ним - различны. Учащиеся должны найти неверное решение и доказать, что оно ложно.

Шестой приём – решение задачи с использованием записи-подсказки.

1 способ:

1) …-…=… (кн.) – удвоенные книги первой полки
2) … : …=… (кн.) - книги на первой полке
3) …+…=… (кн.) – книги на второй полке

Остальные  способы аналогично

Седьмой приём - заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче.

Учащимся предлагается заполнить схемы выражений, записанных к данной задаче.

Первая схема
(…-…) : …=…
(…-…) : …+…=…
Вторая схема
(…+…) : …=…
(…-…) : …-…=…
Третья схема
(… : …)-(… : …)=…
(… : …)+(… : …)=…

Решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для  развития их мышления. Это помогает учащимся  структурировать данные (ситуацию), выяснять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, что создает условия для формирования математической компетентности учащегося, которая дает возможность  адекватного применения математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. А это соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

«Лучше решить одну  задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним».  Д.Пойа

Литература:

1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2007

2. Дроботенко Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами. Закрепление».// Начальная школа. – 2005. – №1. с.58.

3. Кожухов С.К., Кожухова С.А. О методической целесообразности решения задач разными способами. // Математика в школе. – 2010. - №3 с.42

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

 

Комментарии  

 
0 #4 самообразованиеАльбина 19.05.2018 01:56
Спасибо!!!!
 
 
+5 #3 математиканастя 10.11.2016 21:43
Неудачно то, что нельзя копировать с сайта
 
 
+4 #2 благодарностьчечена 28.08.2015 12:03
большое спасибо
 
 
+10 #1 RE: Методические приемы обучения младших школьников решению задач разными способамиЛариса Максимова 13.03.2013 21:26
Спасибо за подробное и ясное описание приемов решения задач. Все четко и ясно, без "воды"!
 
Адрес:
НСО г.Карасук ул.Фрунзе 89
Телефон:
8 (383 55) 21 544
Факс:
8 (383 55) 21 544
e-mail:
ped_kar@edu54.ru
Администрация сайта:
Кривушева О.М.
 
Министерство просвещения Российской Федерации.
Министерство науки и высшего образования РФ
Министерство образования Новосибирской области
Федеральный портал «Российское образование».
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Valid XHTML 1.0 Transitional
Официальный сайт ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж».
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
© ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж», 2010 — 2024.