...молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
Л.Н. Толстой
Ксения Аликова победитель компетенции "Физическая культура, спорт и фитнес", Карина Слепченко серебряный призёр компетенции "Дошкольное образование", Максимов Матвей победитель компетенции "Веб-технологии", Павел Лемешко бронзовый призёр компетенции "Дополнительное образование детей и взрослых"
Методические приемы обучения младших школьников решению задач разными способами |
Лобанова Людмила Андреевна | |||||||||||||||||||||
В стандарте, в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике, одним из требований является умение решать текстовые задачи. Одну и ту же задачу можно решить разными способами. Решение задач разными способами имеет важное методическое значение и представляет большие возможности для совершенствования процесса обучения математике. Поиск различных способов решения задачи:
Решение задач разными способами вполне естественно вписывается в процесс проведения урока. Мы составили систему различных методических приёмов, позволяющих показать учащимся разные способы решения задачи на уроке в начальной школе:
Рассмотрим каждый из приемов на конкретной задаче: «На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?» Модель к задаче: Первый прием - пояснение готовых способов решения. Например, по предложенной выше задаче можно дать задание обосновать смысл действий в каждом из 9 способов.Учитель предлагает возможные способы решения задачи. Учащиеся поясняют каждое арифметическое действие.
Второй прием – разъяснение плана решения задачи. Учащимся предлагаются планы решения в различных формах: повелительной, вопросительной и т.д. На основе плана решения необходимо составить арифметические действия к каждому способу. Третий прием – прием соотнесения пояснения с решением. Учащимся предлагаются несколько планов и способов решения. Нужно сопоставить план и способ решения. Желательно, чтобы количество арифметических действий в каждом способе было одинаковое.
Четвертый прием - продолжение начатого способа решения. Учащимся предлагается часть решения задачи, которую они должны пояснить, затем самосто¬ятельно дополнить вариант суждения. Пятый прием – нахождение «ложного» способа решения. Предлагаются различные математические записи без пояснения арифметических действий, так как возможны варианты, где в ответе на требование задачи численные значения совпадают, а поясне¬ния к ним - различны. Учащиеся должны найти неверное решение и доказать, что оно ложно. Шестой приём – решение задачи с использованием записи-подсказки. 1 способ: 1) …-…=… (кн.) – удвоенные книги первой полки Остальные способы аналогично Седьмой приём - заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче. Учащимся предлагается заполнить схемы выражений, записанных к данной задаче.
Решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для развития их мышления. Это помогает учащимся структурировать данные (ситуацию), выяснять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, что создает условия для формирования математической компетентности учащегося, которая дает возможность адекватного применения математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. А это соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. «Лучше решить одну задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним». Д.Пойа Литература: 1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2007 2. Дроботенко Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами. Закрепление».// Начальная школа. – 2005. – №1. с.58. 3. Кожухов С.К., Кожухова С.А. О методической целесообразности решения задач разными способами. // Математика в школе. – 2010. - №3 с.42 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.