Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.
В.А. Сухомлинский
Карасукский педагогический колледж принял участие в проекте «Билет в будущее», который реализуется в 89 регионах России по поручению Президента РФ. На базе колледжа работали пять площадок, которые посетили более ста школьников города и района.
Работа с текстом |
Решетникова Любовь Александровна | |||||||||||||
Страница 1 из 2 Правильно обучать - это значит развивать у детей способность понимать, а не заполнять головы готовой информацией. В этом помогает работа с текстом на уроках русского языка. Человек в современном мире живет среди текстов и сам постоянно вынужден их создавать. Что же такое текст? Зачем необходимо учиться понимать его и работать с ним? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста? Первая - это орфографическая и пунктуационная грамотность. Вторая, не менее важная - речевая грамотность - умение связно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в зависимости от цели и содержания. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, потому что это взаимосвязано. Чтобы решить эти задачи, необходимо обратиться к комплексному анализу текста, так как такой анализ помогает легче преодолеть орфографические и пунктуационные трудности, используя методы и приемы анализа живого и сложного речевого целого - текста. Текст - это интегрированная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, философии, литературоведения, истории и других наук. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственные чувства. Они учатся сравнивать, сопоставлять, мыслить логически, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Задача учителя—организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурную компетентную личность. Термин «текст» пришел в русский язык в XVIII в. из немецкого, но восходит он к латинскому texere, что означает «ткань, связь, соединение» (от texere «ткать, сочетать, сочинять, слагать»). Наша задача - научить воспринимать письменные тексты и создавать свои. Связность - это категория, характеризующая особенности соединения элементов текста внутри речевого произведения: предложений, абзацев. Лингвистическими средствами связи являются разнообразные повторы (повтор разных форм одного и того же слова, повтор однокоренных слов), синонимы, антонимы, замена именных частей речи и именных словосочетаний местоимениями, категории лица, вида, времени глагола, использование союзов, частиц. Языковая связность порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу. Каждое предложение включает в себя тему - данную, исходную информацию - и рему - новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение. Эти два понятия необходимо включить в анализ текста в начальной школе. Движение от ТЕМЫ к РЕМЕ определяется свойством человеческого мышления ИДТИ ОТ НЕИЗВЕСТНОГО К ИЗВЕСТНОМУ. Такое движение происходит на уровне предложения и на уровне текста. Мы постепенно вводим информацию в каждое последующее предложение, сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это называется тематической прогрессией. Рассмотрим это на примере текста Н. Сладкова. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь. Здесь в каждом предложении появляется новое, а данное ЛИСТЬЯ остается постоянным. Во втором предложении слово листья не называется, но речь идет о них. Они (листья) «налились и пропитались солнцем...». В третьем — снова листья «налились, отяжелели». В четвёртом —листья «полетели иволгами». В пятом - они же «запрыгали белками по сучкам». И только в последнем предложении слово «листья» заменяется словосочетанием «золотой дождь». Обозначим буквами тему (Т) и рему (Р) каждого предложения. Получим такую схему движения информации в тексте:
В этих предложениях хорошо видна тематическая прогрессия. Она реализуется параллельной связью, а два последних предложения - цепной связью между предложениями: падающие осенние листья заменяются синонимическим словосочетанием «золотой дождь». Итак, чтобы понять внутренние, смысловые связи единиц текста, необходимо проанализировать их внешние, языковые связи. И наоборот: чтобы создать связное по смыслу высказывание, нужно найти соответствующие ему средства внешней языковой связи единиц текста. Но одной связности недостаточно, должна быть еще и целостность. |